Развитие осознания

Упражнение 1

Попробуйте в течение нескольких минут составлять фразы, выражающие то, что вы в данный момент осознаете-замечаете. Начинайте каждое предложение словами «сейчас», «в этот момент», «здесь и сейчас».

 

Упражнение 2

Многие феномены не могли бы существовать, если бы не существовали их противоположности.

Придумайте несколько пар противоположностей, в которых каждый член не может существовать без реального или подразумеваемого существования другого.

 

Упражнение 3

Рассмотрите какую-нибудь повседневную жизненную ситуацию, какие-нибудь объекты или действия, как будто они являют собой прямую противоположность тому, за что вы их обычно принимаете. Вообразите себя в ситуации, противоположной вашей собственной, в которой вы обладаете склонностями и желаниями, точно противоположными вашим обычным. Рассмотрите объекты, образы и мысли, как будто их функции или значения противоположны тому, чем вы их обычно считаете. Сталкивая их таким образом, воздержитесь от своих обычных оценок, что хорошо и что плохо, что желательно и что противно, что осмысленно и что глупо, что возможно и что невозможно. Стойте между противоположностями – точнее, над ними – в нулевой точке, заинтересованно к обеим сторонам операции, но не отдавайте предпочтение ни одной.

Польза, которая может быть извлечена из умения видеть вещи наоборот и быть беспристрастно заинтересованным в противоположностях, состоит в развитии способности находить собственные оценки.

 

Упражнение 4

Выберите объект для упражнения, например, ручку. Примите правильную позу, расслабьтесь, понаблюдайте за мыслями и ритмично дышите, а затем сформируйте намерение сконцентрироваться на ручке в течение выбранного периода времени.

Теперь обратите взгляд на ручку. Подумайте о ее цвете, форме, материале, из которого она сделана, как она была изготовлена, как с ее помощью можно написать что-либо и т.д. Сохраняйте непрерывный поток мыслей, связанных с ручкой, и отбрасывайте все не связанные с лей мысли, как только они появятся. Просто все время сознательно возвращайте свое внимание на ручку. Она состоит из нескольких частей: двух половинок корпуса, стержня и так далее. Подумайте о каждой из этих частей, но не позволяйте этим мыслям увести вас слишком далеко от объекта концентрации. Обратив особое внимание на стержень, подумайте о том, как он может оставлять следы на бумаге, затем мягко переведите внимание на корпус, представьте, как он может быть раскручен на две половинки. Пройдя таким образом все детали, из которых состоит ручка, опять охватите вниманием ее целиком.

Следующей задачей будет направить внимание на форму ручки, чтобы позже быть в состоянии создать ее мысленный образ с закрытыми глазами. Смотрите на ручку без напряжения, спокойно и внимательно. Старайтесь запомнить ее форму. После этого закройте глаза и попробуйте мысленно ее представить. Поначалу, вероятно, вам не удастся увидеть четкий образ ручки внутренним взором. В таком случае откройте глаза и опять посмотрите на ручку, уделяя более пристальное внимание тем ее частям, которые вам не удалось хорошо представить. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока не окончится время упражнения.
Возможно, для вас окажется более удобным и полезным мысленно представлять лишь часть ручки, а затем переходить к представлению следующей ее части. Тогда вы можете поступать таким образом, пока не увидите поочередно все части, а затем попробуйте соединить их в целостную картину.

Если вы обнаружили, что мысли увлекли вас прочь от объекта концентрации до того, как истекло время упражнения, можете более тщательно и детально проработать связанные с объектом мысли, от которых отвлеклись. Впрочем, можно просто повторить ту часть потока мыслей, на которой вы сбились. Цель данного упражнения состоит в том, чтобы просто удерживать внимание на выбранном объекте, а не генерировать какие-нибудь необычайные мысли.

Используйте в последующих упражнениях один и тот же объект до тех пор, пока не научитесь создавать в сознании его четкий образ и не сможете удерживать этот образ живым в течение произвольного времени. Для первого объекта на это может уйти много времени, но затем вы обнаружите, что для последующих объектов эта задача оказывается гораздо более простой, потому что вы выработали в себе способность сосредотачиваться.

 

Упражнение 5

1. На некоторое время обратите внимание на какой-нибудь визуальный объект, например стул. Глядя на него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства и объектов. Затем обратитесь к какому-нибудь соседнему визуальному объекту и понаблюдайте, как он, в свою очередь, «опустошает» фон.

2. Точно так же вслушайтесь в какой-нибудь звук в вашем окружении и заметьте, как другие звуки отходят в фон. Наконец, «прислушайтесь» к какому-нибудь телесному ощущению, вроде внезапной боли («колет») или зуда, и заметьте, как и здесь остальные телесные ощущения отступают на задний план.

 

Упражнение 6

1. Дайте своему вниманию переходить от одного объекта к другому, отмечая фигуры и фоны в объекте – и свои эмоции. Каждый раз выражайте эмоции словами вроде: «мне это нравится» или «мне это не нравится». Разделяйте объекты на части: «это мне в объекте нравится, а это не нравится». Наконец, если это приходит естественно, дифференцируйте свои эмоции, например: «это вызывает у меня отвращение» и т.п.

2. Во время этого эксперимента вы можете встретиться с такими сопротивлениями в себе, как замешательство, смущение, опасение быть слишком грубым, слишком бесцеремонным или нескромным; или, может быть, вы обнаружите в себе желание скорее быть объектом внимания, чем уделять свое внимание. Если по отношению к людям, с которыми вы входите в соприкосновение, эти сопротивления становятся настолько сильными, что заставляют вас оставить эксперимент, переключитесь на время на животных и неживые объекты.

 

 Упражнение 7

Осознавание ощущений 

   A) В течение нескольких минут, не важно сидите вы или стоите, ходите или принимаете пищу, переключите полностью ваше внимание на ваши ощущения во время этих действий. Не просто смотрите, слушайте, чувствуйте, вдыхайте, ощущайте вкус. Если вы слышите звук, исследуйте, из какого места он исходит, какое воздействие он оказывает на вас? Если это вкусовое ощущение, как ваше тело и ум реагируют на него? Посмотрите вокруг и отметьте, есть ли какой-то особый предмет, притягивающий ваше внимание? Почему это так происходит, и какие мысли при этом возникают? Если это запах, то какой и откуда он исходит? Возникают ли ассоциации с чем-то ещё? Если вы касаетесь чего-то, как вы это ощущаете? Сравнимо ли это с чем-то ещё?
   B) В то время как вы сидите, стоите, особенно, когда вы противостоите кому-нибудь, переключите ваше внимание с ваших эмоций и мыслей на ваши ощущения.
    Эти упражнения дают нам более глубокое понимание функциональных возможностей наших ощущений, и помогают нам использовать их более полно. Мы, возможно, ещё не научились переключать внимание с наших эмоций и мыслей на наши ощущения, возможно, мы склонны колебаться, не уделяя полного внимания ни одному, ни другому. Например, слушаете ли вы на самом деле, когда кто-то говорит с вами, или вы всё ещё захвачены вашими собственными мыслями и чувствами? Слышите ли вы неопределённо слова вашего собеседника, или вы можете понять подтекст сказанного? В следующий раз погружайтесь в процесс слушания полностью. Используйте все ваши ощущения в полной степени. Определите, склонно ли ваше сознание пребывать во внутреннем мире мыслей, или оно в основном остаётся во внешнем мире активности.

Bookmark the permalink.

Comments are closed.