Базовые школы таро

Французская школа Таро

Карты Таро во Франции появляются  в XIV  веке,  при короле  Карле VI (1368-1422).  Каким образом  они  попали во Францию, из Италии или Германии,  доподлинно неизвестно, но предположительно из Италии, из Милана.

Анонимный художник (по одной из версий это мог быть Жакмен Грингонье 1392г), который  рисовал  Таро Карлу VI,  заявил, что он  ищет эффекта сверхнатурализма, поэтому  каждую картинку обрамялет рамка, а  картинки,  как бы  выходят за рамки кадра,   и  кажется, что  они движутся к зрителю, продолжают  свое определенное действие или путешествие. Изображения на картах  Таро  конца XIV века передают    духовную и светскую власть: Папа, Верховная Жрица, Императрица, Император;  главные добродетели: Умеренность, Справедливость, Сила; христианские аллегории: Смерть,  Дьявол, Дом Бога,   Суд;  массовая культура: Маг,  Любовники, Колесо Фортуны, Отшельник, Повешенный;  планеты: Звезда, Луна, Солнце,  Земля.

 

XV век.  Карты Таро Карла VI.

 Сусальное золото и серебро.  Размер карт 18 х 9 см.

Три главные добродетели карт Таро – Справедливость,  Умеренность, Стойкость (Сила)  – являются сильными сторонами карт Таро. Все добродетели украшены нимбом или короной.

 

 

 

 

 

 

 

 

Справедливость символизирует исполнение закона и баланс приговора.

Умеренность – символизирует контроль во всем и баланс сил.

Аллегория Силы держит сломанный столбец. Корона является символом силы духа. Это духовная энергия, смелость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Император – символ  совершенства и власти. Две маленькие фигуры на колеях символизируют  смиренных  и верных подданных или  странников.

Колесница – наездник (воин)  искусно владеет топором и мечем. Символизирует войну и военную тактику.

Отшельник – символизирует время, как прошедшее, так и то, которое будет, но так же приведет к концу земного существования, по его мнению,  все бренно и все в жизни связано со смертью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виселица (Повешенный) – наказание за предательство, повешенный держит два мешка с золотом, не выпуская их из рук.

Смерть – скелет, одетый в тунику едет на черном коне, размахивая косой, не разбирая ни чего и сметая все на своем пути.  Пятеро человек оказались подкошенными: папа, епископ, два кардинала и король, тем самым  показывая  ничтожность  тщеславие человеческого величия.

Дом Бога. Изображение  разрушения Вавилонской башни, как символ, Божественного  вмешательства  подавления  человеческой гордости, высокомерия, разрушение дерзких планов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луна – два астронома или астролога, один одет в одежду монаха, другой носит восточный тюрбан, наблюдают за полумесяцем.

Солнце – девушка нежится в солнечных лучах, прядет шерсть, беззаботно и радостно.  Прялка символизирует человеческую жизнь, у нитки есть начало и есть конец.

Мир – Земной шар – центр вселенной, а человек представляет власть и могущество в земном мире, все остальное, включая звезды и планеты вращаются вокруг земли.

 

Франция XV XVII век.  Во время  правления Карла VII  карты были усовершенствованы,    появляются   изображения    сердца,  луны, пики, трилистник   и   на картах  устанавливается та  масть, которая  принята сейчас – черви (щиты), бубны (знамена), трефы (мечи), пики (копья).

Азарт игры в карты достиг своего максимума  в  XVII веке  при Людовике XIV, «Король – Солнце», любителе  изобилий и всеобщих увеселений.  Карточные  игры  стали  неукротимой страстью при дворе,  проводились  игры в «живые карты», где роли карт  исполняли  придворные кавалеры и дамы (примерно 1670-80гг.)

Первое зафиксированное свидетельство гадания на Таро относится к 1700г. в Болонье (Италия).

Далее можно перейти к личностям, которые оставили заметный след в  формировании французской школы Таро.

Франция  XVIII век. Антуан Кур де Жебелен – французский ученый, масон, оккультист, астролог.  Он увлекался  мифологией  и сакральными таинствами.  В 1781 году, в своем труде  «Примитивный мир, его анализ и сравнение с миром современным» он пишет  статьи: «Об игре в Таро»  и «Исследование Таро, включая возможность прорицания  посредством карт», в этом труде Жебелен проводит параллель между Таро и Книгой Тота, там он пишет, что Книга Тота существовала в форме колоды Таро.

Его ученик Эттейла (Жан-Батист Альетт) — французский оккультист,  в этом же году, в возрасте 43 лет,  вступает в масонскую Ложу, членом которой уже был  де Жебелен  и вскоре  выпускает в свет  книгу  «Эттейла, или способ поразвлечься  себя колодой  карт». В книге описывалась методика гадания при помощи обычных игральных карт. В 1785 году  выходит первая книга, в которой Эттейла описывает  гадание на картах Таро «Как развлечь себя колодой карт Таро».

В 1789г. Эттейла опубликовал первую колоду Таро, предназначенную специально для оккультных целей, медитации и гадания. Его колоде был обеспечен большой успех в Европе,  почти до самого конца XIX столетия, пока она не была вытеснена колодой Райдера-Уэйта.  Колода  Эттейлы включала 78 карт: 22 Старших Аркана и 56 Младших Арканов.   Эттейла, считал необходимым восстановить древнейшее значение египетских таблиц,  и  по-другому толковал Старшие Арканы,  он переименовал их, применил    новую  иконографию и новые названия карт. Он делал это не применительно к каждой карте, а частично,  как он объяснил в своей книге,  первые семь Арканов должны были изобразить миф о Сотворении мира. Кроме того, он назначил особо отобранным картам соответствия среди знаков Зодиака и четырех первоэлементов.  Он первым  начал поиск соответствий между картами Таро, астрологией и основными первоэлементами.  Эттейла также первым использовал надписи на всех  78  картах. Каждая карта включала ключевые слова или фразы на каждой стороне вертикально, горизонтально и в перевернутом виде, чтобы облегчить предсказание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эттейла первым  занялся зарабатыванием денег на гадании,  он за не малые деньги гадал парижанам  и очень быстро заработал на этом целое состояние.  В последние годы своей жизни  Эттейла занимался тем, что обучал людей гаданию, которые,  стали развивать и распространять его метод гадания  и его  колоду карт. В 1788 году Эттейла основал «Общество истолкователей Книги Тота» — первую организацию, посвященную исключительно изучению карт Таро.  Эттейла  является  первым профессиональным тарологом и одним из первых, кто  использовал  Таро в оккультных целях.

Франция  XIX век.  Элифас Леви (Альфонс-Луи Констан) – французский писатель-оккультист и таролог.  В юношестве несколько лет прожил в монастыре, приняв клятву плотского воздержания,  о чем быстро пожалел  и в 29 лет покинул монастырь. С ранних лет  его интересовали оккультные науки и магия.  В 34 года  Леви окончательно отходит от католицизма.

В 1855 году Леви выпускает книгу «Учение и ритуал высшей магии»,  которая разделена на 2 части по 22 главы, каждая глава соответствует определенному Аркану Таро.  Элифас Леви и Мазерс создали нынешнюю структуру каббалистического Дерева Жизни, соединив Арканы Таро  с Путями.  Буквы еврейского алфавита с картами Таро соотносил в 1781 году граф де Мелле  в  статье о Таро, которую Кур де Жебелен опубликовал в книге  «Первобытный мир».   Леви  взял за основу эти ассоциации и развивал в своих трудах,    в «Догме и ритуале» описал Старшие Арканы и последовательно связал  их с 22 буквами еврейского алфавита.

 

 

 

 

Так же Элифас Леви  связывает   Арканы Таро с 22  путями  каббалистического Дерева Жизни,  но результат получился не очень удовлетворительным из-за не верных ассоциаций.   Мазерс в 1887 году  написал окончательный вариант соответствий Путей и карт Таро в «Книге  Т».   Леви одним из первых выстраивает параллель между словом Tаро  и надписью на Честном Кресте Иисуса: INRI.

В 51 год Элифас Леви вступает во французскую масонскую ложу, но вскоре разочаровывается и покидает ее. Продолжателем начатой Элифасом Леви каббалистической линии в Таро стали Папюс и Уэйт.  Леви умер в 1875 году. К тому времени Таро уже вызывало широкий интерес. В последовавшие за этим десятилетия было опубликовано немало версий Таро.

В 1863 году Полем Кристианом  (Жан-Бати́ст Питуа́), французским писателем-оккультистом, тарологом,  учеником Элифаса Леви  водится  термин «Аркан» применительно к картам Таро.  В 1870 году Поль Кристиан издает «Историю Магии» с главой  «Мистерии пирамид»,  посвященной Арканам Таро. Иллюстрация   изображает 21-й Аркан.

 

Следующий, кто внес  определенный вклад в развитие Таро –

Папюс  (Жерар Анаклет Венсан Анкосс) – французский  писатель-оккультист, масон, розенкрейцер, маг и врач.  Он много времени проводил в Парижской Национальной Библиотеке, занимался изучением Каббалы, магии, Таро,  в том числе изучал труды Элифаса Леви   «Учение и Ритуал Высшей Магии», где и позаимствовал псевдоним «Папюс», что означает «врач».

Папюс придерживался  Египетской версии происхождения карт. По его мнению, в  Древний Египет  эзотерические знания попали из древней  Атлантиды. В своей  книге «Предсказательное Таро» Папюс называет Исиду — богиней Истины и   святилище на  II Аркане её храмом, женщину на  III Аркане  «Изидой Уранией» («Небесной»), и скипетр на IV Аркане «скипетром Исиды».  На Папюса большое влияние оказал    II Аркан,  символизирующий  Исиду, которая в сюжете карты обычно изображается скрытой вуалью и сидящей между  двух колон — символов масонства.

В 1889 году он выпускает монографию «Цыганское Таро», иллюстрации  22 Старших Арканов   просит  создать  швейцарского художника, оккультиста и масон  Освальда Вирта.  В этой книге он развивает принципы  оккультного и каббалистического Таро Элифаса Леви.

 

 

 

 

Папюс назначил Старшим Арканам  астрологические атрибуты, воспользовавшись каббалистической книгой   «Сефер  Йецира», в которой 22 буквы еврейского алфавита  (уже соотнесенные Элифасом Леви со Старшими Арканами)  и сопоставил с тремя стихиями, семью планетами  и двенадцатью знаками Зодиака. Эта система,   вскоре  была  принята оккультистами Германии, России и других стран, но,  т.к.  зародилась она во Франции, её принято называть французской.

Особенности колоды  «Цыганское Таро»:  Карта «Дурак» расположена между «Судом» и «Миром». Карта «Маг» имеет номер 1;  карты Младших Арканов не «прорисованы», то есть на них только цифры и символические знаки. Например, на карте «Двойка Кубков»   нарисовано 2 Кубка. На карте «Пятерка Мечей»   нарисовано 5 Мечей.   Карта  Правосудие  имеет номер VIII, карта Сила — XI.

Также в книге было впервые введено название  — «Марсельское Таро», которое собирательно означало  название особого исторического дизайна карт,  который сложился во Франции,  до Папюса  все карты  назывались  «Итальянским Таро».

 

В 1909 году Папюс опубликовал книгу «Предсказательное Таро». К ней прилагалась полная колода из 78 карт художника Габpиэля Гулина, в виде чёрно-белых иллюстраций, которые читателям предлагалось вырезать и наклеивать на картон для создания собственной колоды. Колода   нарисована в жанре классического герметизма  и смеси традиций Эттейллы и Элифаса Леви.

 

 

 

Освальд Вирт, после работы над «Цыганским Таро», в этом же году создает  собственную колоду «22 Аркана Каббалистического Таро»:

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1926 году Освальд Вирд выпустил свой  очередной  вариант карт Таро. Теперь они назывались  «Таро средневековых рисовальщиков». Главным отличием этих карт от предыдущих Таро у  Вирта является узорная рамка и золотой фон. Изменились цвета и многие детали рисунков.

 

 

В 1927 году у Вирта вышла из печати  книга  «Таро магов», где в конце книги в кармашке прилагались карты.

 

 

 

 

 

Хочу подвести небольшой  итог.  Практически во всех источниках об истории Таро можно встретить  упоминание о том, что французская школа начинается с  Элифаса Леви,  но нельзя забывать и о вкладе Эттейлы, который  сыграл главную роль в развитии  Таро примерно  за   век  до  трудов  Леви.  Поэтому, справедливости ради, я бы  начала историю Французской  школы Таро с XVIII века,   именно с  деятельности  Эттейлы, его печатные труды: первая книга о Таро и первая колода Таро, были первой в истории масштабной попыткой популяризировать гадание на картах  Таро, хотя  во Франции  Таро появилось еще за 400 лет до него.  Далее колоду Таро преобразует  в  средине XIX века  Элифас Леви,  соотносит 22 буквы еврейского алфавита со Старшими Арканами Таро.  Примерно в это же время Папюс привносит астрологические символы на Старшие Арканы.  Таким образом,  во  французской  школе  Таро можно  выделить три   значимых деятеля: Эттейла,  Элифас Леви и Папюс.

Английская школа Таро

Англия,  Лондон XIX век.  Сэмюэль Лидделл  «МакГрегор» Мазерс — англичанин,  известный  маг, один из наиболее влиятельных  оккультистов  своего времени,  розенкрейцер и таролог.   Он родился в январе 1845 года, с детства увлекался военным делом и историей,  в дальнейшем стал изучать языки, что сделало его настоящим полиглотом. Другим серьезным увлечением были оккультные науки, и в 32 года он становится членом масонской ложи  в Борнмаунте.  Меньше чем за 1,5 года он проходит все ступени от Ученика до Мастера. В 1882 году Мазерс выходит из  масонства,   считая, что  он  рожден для более значимых  событий, вероятно, что уже в то время в нем зарождалась идея создания собственного  сообщества.  Встретившись с единомышленниками,  уже через 5 лет,  1 марта 1888 года учрежден Храм Исиды-Урании (Храм Золотой Зари),   Роберт Вудман  становится его Императором, Мазерс – Премонстратором, Уэсткот – Канцлером.  Первой, кто получает посвящение в этом Храме становится жена Мазерса – Мойона Мазерс  (Бергсон).  Так был основан  Герметический Орден Золотой Зари.  Основная цель этого Ордена — поддержание Западной Эзотерической Традиции.  Большое влияние на идею о создание Золотой Зари оказала мистик Анна Кингсфорд, которая пропагандировала идею эзотерического христианства, она исследовала Библию  со стороны эзотерического символизма, Каббалы и мифологии  Египта, Греции и Рима.   В этом же году  Мазерс выпускает небольшой трактат: «Таро: Оккультное значение, использование для гадания, игровая методика».  Мазерс  просит свою супругу Мойону Бергсон нарисовать колоду Таро,  изменяя привычную иконографию карт и порядок, он назначил Силе VIII номер,  Справедливости XI номер, а Дураку 1 позицию. Колода Таро «Золотого Рассвета» была издана уже после смерти Мазерса и его жены в  1927 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

Артур Эдвард Уэйт – английский оккультист, масон, таролог. Родился в США, там прошло его детство, с юных лет интересовался вопросами магии и оккультизма. Когда  Уэйту было 17 лет,  умирает  его единственная сестра, он отходит от католического  вероучения  и находится в постоянных поисках  новой духовной опоры.  Он изучал Каббалу, алхимию, масонство, пытаясь отыскать ключ, открывающий значение древних ритуалов. Изрядное внимание он уделял доктрине розенкрейцерства.

В 29 лет Уэйт опубликовал свою первую книгу на оккультную тему — «Тайны магии: компендиум сочинений Элифаса Леви».  Работая в библиотеке Британского музея, он познакомился с Мазерсом, одним из основателей Герметического ордена Золотой Зари и в январе 1891 года  в Лондоне  Артур Уэйт проходит посвящение в Герметический Орден Золотой Зари.  Однако Уэйта не совсем устраивает то, чем занимался Орден Золотой Зари,  поэтому он очень часто пропускает мероприятия, посещая их    от случая к случаю. Через 2 года Уэйт отказывается от членства в Золотой Заре, но затем,  спустя  3 года возвращается.

Особой страстью Уэйта были легенды о Короле Артуре и о 24 рыцарях Круглого Стола.  В ходе исследований он приходит к выводу, что под легендарной Чашей Грааля следует понимать не один, а целых четыре предмета: копье, кубок, меч и блюдо. Именно эти  сакральные предметы символизируют четыре масти Таро: Посохи, Кубки, Мечи и Пентакли.   Появляется идея воплотить  художественные образы в картах Таро,   в этом ему  помогла   —

Памелла Коулман Смит – родилась в Англии, но в семье американцев, детство ее проходило между Лондоном, Нью-Йорком и Ямайкой.  Получила профессию театрального художника. Ее в немалой степени влекло к себе и иллюстрирование книг.

Будучи по натуре склонна к мистицизму, она в 1903 году вступила в Орден Золотой Зари,  на тот момент ей было 25 лет, где она  сразу же сблизилась с Уэйтом, избрав его своим духовным наставником. Общение с Уэйтом отразилось на ней самым непосредственным образом.  Во время общения с Уэйтом она заметила за собой, что при слушании музыки, которую рекомендовал Уэйт ей являются необыкновенные и красочные видения.  Она стала их зарисовывать, а потом, в надежде получить толкование  этих образов  обратилась к Уэйту.   Их совместная  работа  продолжалась достаточно долго и   в 1909 году создается небывалая колода карт, чье основное отличие от всех прочих заключалось в том, что впервые оказались снабжены рисунками карты Младших Арканов. Уэйт не стал отступать от французской традиции и поместил Дурака между XX и XXI  Арканами. Но он также ориентировался на Мазерса и  придал Силе VIII, а Справедливости XI номер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Через год, в 1910 году выходит монография Уэйта «Иллюстрированный ключ к Таро«.  В этой книге описывались все 78 карт Старших и Младших Арканов, а также давались предсказательные значения в прямой и перевернутой позициях. Кроме того, в книге приводился обширный сравнительный анализ всех предшествовавших систем Таро. В «Иллюстрированном ключе» отсутствовали   астрологические соответствия, не было привязки к древнееврейскому алфавиту.   Артур  Уэйт  поставил перед собой задачу  создать колоду, которая будет эзотерической,  а  не оккультной,  а значит, не перегруженной каббалистической и астрологической символикой и  сможет стать поистине народной. Это ему удалось,   Таро Уэйта — самая популярная система в мире  и по  сей день.

 

Алистер Кроули «Зверь 666» (Эдвард Александр Кроули)  — английский оккультист — каббалист,  черный маг, сатанист, таролог, основатель религиозного учения Телема, принципы которого: «Твори свою Волю, таков да будет весь Закон» и «Любовь есть закон, любовь в соответствии с волей». Он считал себя воплощением Элифаса Леви, т.к. родился в год смерти Великого  оккультиста.

По-настоящему Кроули как эзотерика прославили карты Таро. Колоду карт Таро Кроули создавал совместно с художницей-египтологом Фридой Харрис.   Кроули и леди Фрида Харрис познакомились в 1937 году. Мистика была их общим увлечением, и в 1938 году они приступили к созданию новой колоды Таро, в которой Алистер Кроули сосредоточил результаты всех своих исследований мистики и оккультизма.  Идея  переделки колоды принадлежала не Кроули, а   леди Харрис,   сам Кроули   планировал лишь выбрать из имеющихся колод наиболее подходящую и слегка доработать её.  Чтобы убедить Кроули,   леди Харрис предложила ему плату, за то, что будет работать над новой колодой,  она выплачивала ему  жалование по два фунта стерлингов в неделю, и  Кроули  будет  учить её магии. Кроули, в последние годы жизни находился  в крайне  плачевном  материальном  положении и  согласился.  Из сохранившейся переписки леди Фриды с Кроули можно предположить, что Кроули формулировал основную тему карты и символы, которые должны присутствовать на ней, а   визуальную форму создавала леди Фрида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получившийся результат принимался или дорабатывался в зависимости от мнения Кроули. Стараниями леди Фриды были проведены выставки готовых акварельных  работ  в июне 1941, июле 1942 и августе 1942 года.   Кроули на выставках не присутствовал и его  имя даже не упоминалось, чтобы не отпугивать публику его скандальной славой. Вся работа над колодой заняла пять лет и была закончена в 1943 году, на тот момент Кроули было 68 лет.   В 1944 году Кроули под псевдонимом «Мастер Терион» опубликовал «Книгу Тота», где были   помещены рисунки карт  «Таро Тота»  и описана их символика и интерпретация. В этом же году было сделано первое пробное издание самой колоды тиражом 200 экземпляров.

Итак,  Английская школа Таро  очень молодая, ей всего 100 лет,  рождается в  XIX веке, вместе с Орденом  Золотой Зари.  Основателями считаются  Мазерс и Уэйт.    Мазерс  создает  колоду  Таро «Золотого Рассвета»,  соотносит карты Таро и Пути на каббалистическом Дереве Жизни,  Дураку отводит  1 позицию, примерно в это же время выходит  колода Таро Уэйта,  где впервые прорисованы Младшие Арканы.  В средине XX века Кроули создает сложную оккультную колоду, которой нет аналогов и по сей день.

 

Основные различия между

Французской и Английской школами Таро

 

Французская школа Таро

Английская школа Таро

1 Все Младшие Арканы  не  имеют изображений, картинок, на них мы видим кубки, жезлы, мечи, монеты Младшие Арканы прорисованы какими-либо сюжетами
2 карта  Дурака (Шут)  располагается  между картами  XX  и  XXI и соотносится с буквой   Шин Карта Дурака (Шут) располагается в начале колоды и имеет номер 0  и соотносится с буквой  Алеф
3 первой картой является Маг, ему соответствует буква Алеф, в руке держит жезл, а на столе у него лежит 3 предмета: кубок, пентакль, меч. Магу соответствует буква Бет и на столе у него уже 4 предмета: кубок, пентакль, меч, жезл, а в руках он держит магический жезл.
4 карта Справедливость имеет VIII номер, а Сила XI Старшим Арканам приписываются астрологические соответствия и вследствие этого карты меняются местами  Сила VIII номер, а Справедливость XI
5 на XII Аркане — человек подвешен за левую ногу (жертва обстоятельств)  XII Аркан – человек подвешен за правую ногу (принес себя в жертву сам)
6 Французская школа не имеет привязки к  оккультной системе,  гадать на картах можно в любое время и на любые вопросы. В английской системе перед тем, как взять колоду Таро необходимо проводить специальные ритуалы.

 

Автор: Лариса Зыкова

 

 

Bookmark the permalink.

Comments are closed.